Почему  Любовь?

Александр Солодухин.

 

В

озникает естественный вопрос, почему появившееся около двух тысяч лет назад учение Христа является учением о любви ?  Почему именно любовь? В чем смысл любви, ее значение и функция ?

            Данная статья является лишь попыткой осознания этого и носит чисто субъективный характер.

            Обратимся на время к Владимиру Соловьеву (Вл. Соловьев “Смысл любви”): “... для того чтобы индивидуальное существо нашло в истине - всеединстве - свое оправдание и утверждение, недостаточно с его стороны одного сознания истины, а первоначально и непосредственно индивидуальный человек, как и животное, не есть в истине : он находит себя как обособленную частицу всемирного целого, и это свое частичное бытие он утверждает в эгоизме как целое для себя, хочет быть всем в отдельности от всего - вне истины. Эгоизм как реальное основное начало индивидуальной жизни всю ее проникает и направляет, все в ней конкретно определяет, а потому его никак не может перевесить и упразднить одно теоретическое сознание истины. Пока живая сила эгоизма не встретится в человеке с другой живой силой, ей противоположной, ... истина, как живая сила, овладевающая внутренним существом человека и действительно выводящая его из ложного самоутверждения, называется любовью ... смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма ... ложь и зло эгоизма состоят вовсе не в том, что этот человек слишком высоко себя ценит, придает себе безусловное значение и бесконечное достоинство: в этом он прав, потому что всякий человеческий субъект как самостоятельный центр живых сил, как потенция (возможность) бесконечного совершенства, как существо, могущее в сознании и в жизни своей вместить абсолютную истину, - всякий человек в этом качестве имеет безотносительное значение и достоинство, есть нечто безусловно незаменимое и слишком высоко оценить себя не может ... основная ложь и зло эгоизма не в этом абсолютном самосознании и самооценке субъекта, а в том что, присваивая себе по справедливости безусловное значение, он несправедливо отказывая другим в этом значении; признавая себя центром жизни ... “.

            Итак, по Вл. Соловьеву смысл любви (и нет причин с этим не согласиться) в противодействии эгоизму. Действительно, сила эгоизма настолько велика, что единственной реальной силой, способной ей противостоять является любовь. Если силу эгоизма можно обозвать центростремительной, т.е. направленной от окружения к индивидууму, как центру (отделяя его от внешнего окружения, а посему астрологически можно ее связать с Сатурном), то характер действия силы любви обратный (центробежный) и направлен от индивидуума к внешнему объекту любви, устанавливая при этом связь с ним (и астрологически такой характер действия можно связать с Юпитером). Вл. Соловьев считает, что зло эгоизма только в его центростремительности, стало быть (т.к. центр может быть только один) отказе другим в праве быть этим центром (иметь “безусловное значение”).

Рис. 1

 

Сейчас я бы сказал, что обе проблемы: и эгоцентризм и гордыня устраняются через капитуляцию Эго, или проработку чувства собственной значимости, и это есть ключ к полноценной любви, однако на том этапе, когда я писал статью, я был еще на пути к этим выводам.

Попробуем рассуждать немного иначе. Обзовем это зло условно эгоцентризмом (будем понимать этот термин в таком смысле), вторым же злом эгоизма примем переоценку себя (одно дело осознавать потенции - возможности - себя, как и любого другого человеческого существа, совсем другое - раскрыть их в себе, истинно осознавая при этом степень этого раскрытия) [оставляя за человеком право на уникальность], в общем то, что составляет гордыню, то, что создает мощнейшие иллюзии (именно это зло на мой взгляд прекрасно описано в “Видение страшного суда” Герберта Уэллса).

            Прорабатываются же эгоцентризм (как это прекрасно показал в “Смысле любви” Вл. Соловьев) любовью, а гордыня может быть проработана смирением (но не тупым задавливанием чувств и вытеснением их в подсознание - что лишь усугубляет проблему - и навязыванием себе дополнительных иллюзий, а ясным осознанием).  Становиться ясно, что и любовь и смирение должны дополнять друг друга и идти параллельно. Ослабляя внимание на одном и усиливая на другом происходят разного рода перекосы и искажения. И это ясно видно на примерах нынешних Церквей (Церквей, как представителей различных религиозных культов, показательным примером могут являться нынешние многочисленные Христианские Церкви). На чем строится (и кто за этим стоит?) нынешнее разделение Церквей, ни на признании ли за собой права на абсолютную истинность своего взгляда и на отказе в этом праве (хотя бы праве) остальным, не является ли это величайшей иллюзией ?

            Посмотрим на проблему с точки зрения Холистического подхода. Холизм полагает существование Целых (Целые, которые не могут быть сведены к простой сумме своих составляющих) главной чертой мира. Положим, что каждая человеческая душа (сама являясь Целым) является при этом составляющей “Сверх-Дущи”, какого-то другого Целого (можно эту Сверх-Душу назвать по-разному, от этого суть не измениться, назовем ее [условно] Планетарным Логосом). Выйти на качественно новый уровень развития можно разбив целое на составляющие, развить их и затем снова объединив, но уже в качественно новое Целое (причем составляющие развиваются аналогично (не напомнит ли Вам этот процесс проработку отдельных - чтобы их сделать отдельными нужно их ограничить от других, т.е. разбить Целое на составляющие - планетных принципов в личности человека и соединение их уже в изменившейся личности [в том же человеке])). Данный процесс можно разбить на 4 этапа:

Рис. 2

 

 

Можно построить схему связи планет по принципу "что вверху, то и внизу" (см. рис 3). Легко видеть, что с разрушением Фаэтона пропадает связь между Сатурном и Юпитером (личной и общественной жизнью) [см. схему цикла развития Целого (рис. 2), крайние правая и левая точки] одновременно пропадает соответствие в нижнем мире принципу, выражаемом Анубисом (праведный беспристрастный суд по вселенским законам) - отсюда, видимо, предупреждение “Не судите, да не судимы будете”. Фигура, создаваемая границами обоих миров со стрелками связи между ними, соответствует Знаку Близнецов (отсюда становится понятной его символика).

 

 

 

Рис. 3

 

 

 

Озирис как высший мужской принцип,

Изида как высший женский принцип,

Анубис как высший срединный принцип (вселенский-праведный судья),

Вулкан - Вселенский Закон,

Хирон как связь обоих миров (не даром его образ Кентавр, а символическое изображение напоминает ключ - ключ в Высший Мир, Мир Архетипов).

 

 

Очень вероятно, что сейчас человечество находится вблизи нижней точки цикла (рис. 2) и потому, если на более ранних этапах (I и II) важным было ослабление взаимосвязей частей Целого и развития каждой части отдельно, то сейчас возникает проблема интеграции (объединения) уже развитых частей в одно Целое. Силой же, посредством которой становится возможным это объединение является Любовь, в следствии перемещения зоны внимания на другого индивидуума (в противоположность эгоцентризму) и осуществлением, тем самым, единичного акта связи между двумя Частицами единого Целого. Дальнейшая эволюция может протекать только в связи с объединением человечества в единое Целое, вероятно, ясное понимание этого - “... для индивидуума, как бы велик он ни был, недостаточно достичь окончательного решения индивидуально, [потому что] даже если свет готов снизойти, он не может закрепиться до тех пор, пока и весь низший план также не будет готов воспринять давление Нисхождения” - явилось началом нового этапа деятельности Шри Ауробиндо и Матери (см. Сатпрем “Шри Ауробиндо или путешествие сознания”), когда двери его ашрама открылись для всех в 1940 году. По сути, этот же процесс описывал в своих работах и Дэйн Радьяр.

            Надеюсь, что содержание данной статьи поможет увидеть исключительную важность учения о Любви, как интегральной силе, ибо это есть путь слияния в едином Целом, иначе можно сказать, что это есть путь к Богу, слияние в Нем.

 

23 Января 1997 г.