“И-Цзин” и подобные системы.
Александр Солодухин.
И-Цзин основан на
принципе двоичности, но вот насколько применим этот принцип двоичности, где лежит граница его
применимости - это самое на мой взгляд интересное,
здесь я могу привести свои соображения по этому поводу.
Понятно, что И-Цзин
легко описать в двоичной системе
счисления, в которой только "0"
и "1", поэтому первые
восемь цифр запишутся следующим образом:
Если поставить вместо
нуля прерывистую черту "инь",
а вместо единицы - сплошную "ян",
получаем восемь триграмм, из которых составляются 64 гексагpаммы.
Стоит добавить, что И-Цзин как гадательная (да и не только) система нашла очень
широкое распространение среди обычных китайцев или, другими словами, это
система для народа. Почему для народа? Это просто, так как обычный смертный
оценивает мир дуальным образом - событие по отношению к человеку либо доброе либо злое, либо белое либо черное,
обычный человек рассуждает и оценивает мир именно такими дуальными категориями.
Примечательно,
что в одном буддийском монастыре обнаружили сходный трактат, назывался он "Тай Cюань
Цзы" - "Книга Великой Тайны". Предназначался он для
буддийских монахов, в этом трактате были изображены 81 тетpагpамма,
то есть символы, состоящие из 4 черточек трех видов - сплошной, прерывистой и
дважды прерывистой. Для составления этой системы необходимо воспользоваться уже
троичной системой счисления,
построенной на "0", "1" и "2", тогда первые девять цифр будут записаны следующим
образом:
Если вместо двойки ("2") поставим сплошную линию -
"ян", вместо единицы ("1") - прерванную "дэ" и вместо нуля ("0")
- дважды прерванную "инь",
то получим девять двyгpамм, из них составляется 81
тетpагpамма. Вроде бы с технической стороны все просто, но интерпретация этой
системы уже невозможна в рамках обычных представлений о мире. Здесь стоит
заметить, что эта система и этот трактат предназначались для буддийских
монахов, то есть как бы в закрытое пользование. От себя я бы добавил, что
видимо, не для простых монахов, а для достигших просветления, либо пытающихся
его достичь, и подталкивает меня к этому выводу коаны (это ментальные
упражнения или задачи, ответы на которые лежат за пределами дуальных
представлений о мире) в Дзен буддизме. К примеру, вот такой:
Подчиняется ли мастер Дзен (просветленный) закону причинности (кармы)?
Ответ "да"
неверен и ответ "нет" тоже неверен, то есть в данном случае дуальный
подход уже не применим, решение этого коана следует искать в третьей
"дэновской" плоскости, и этот ответ будет совмещать и "да" и
"нет" вместе и тем не менее не будет ни
одним из них. А коаны в Дзене для того и нужны, чтобы вывести мышление ученика
за рамки дуальности, на совершенно иной уровень, увидеть мир совершенно по другому. У Александра Грина есть роман
«Блистающий мир» о человеке, умеющем летать, т.е. имеющем возможность
перемещаться в трех измерениях, в отличие от всех остальных людей, которые
ходят только по плоскости и процесс ходьбы является здесь символом мышления
(ведь и за то и за другое отвечает Меркурий): мышление "трехмерное"
или трехполюсное, противопоставленное обычному плоскому (двумерному, бинарному
или двухполюсному), присущему обычному человеку. В этом романе, на мой
взгляд, Грин прекрасно показал этот кризис систем жизненных ценностей.
Вот
здесь и зарыт ответ о рамках применимости "И-Цзина", которые
определяются категориями, которыми
человек мыслит.
Интересен
такой факт, в обычных компьютерах, как известно, применяется именно двоичная
система счисления, построенная на "0" и "1". У нас в стране
(в России) существуют компьютеры, использующие троичную систему счисления, то
есть построенную на "0", "1" и "2", в свое время
производители отказались от этого типа компьютеров по причине их необычайной
устойчивости к сбоям и поломкам, они практически не ломались, и производителям,
конечно же было не выгодно их производство. Такого
рода компьютеры нашли свое применение в военной промышленности. В чем секрет
устойчивости этих компьютеров к разного
рода сбоям перед обычными компьютерами? Может это чисто технический вопрос, но
он наталкивает на определенные и философские размышления … живем
то мы в 3-х мерном (временные измерения пока не в счет) мире, и принцип
троичности куда более полно ему соответствует, нежели дуальный
"И-Цзиновский" подход.
По аналогии к И-Цзинy
и Тай-Cюань-Цзы можно составить систему, основанную на четверичном принципе счисления, там будет 256 тетpагpамм, составленных
из 16 двyгpамм, каждая из которых составляется из 4 видов черточек - сплошной,
прерванной, дважды прерванной и трижды прерванной. Но в нашем мире эта система
будет бесполезна, проинтерпретировать такие тетpагpаммы
просто не будет никакой возможности, хотя она могла бы найти свое применение в
мире с большим числом размерности, например, 4-х мерном. Именно поэтому можно
утверждать, что наш мир тройкой и ограничивается, понять природу остальных цифр во
всей их полноте - задача практически
не выполнимая, так как максимум на что мы способны в этом мире - это на трехполюсное мышление.
Используя описанный выше подход, можно не только составить
различные "гадательные" системы (слово "гадательные" не
спроста взято в кавычки, так как это скорее философские системы, позволяющие
более полно и многогранно описывать и анализировать различные явления в мире),
но и определить границы их применимости,
что, согласитесь, очень важно в первую очередь для понимания самих
"гадательных" систем.
16 августа